Пятница, 20.10.2017, 13:21
Приветствую Вас Гость | RSS

Православная гимназия №2 в г. Рославле

Закладки
Категории раздела
Оцените мой сайт
Всего ответов: 21

самообразование

«Этапы формирования и процесс реализации ученической исследовательской деятельности с учётом возрастных особенностей младших школьников»
 
 Выполнила:
Игнатова В.В.


                                                            Содержание
Введение. Актуальность проблемы……………………………………………………3
  1. Предпосылки внедрения исследовательской деятельности в практику
работы начальной школы…………………………………………………………….4
  1. Исследовательская и проектная деятельность в начальных классах
II.1. Сходство и различия исследовательской и проектной деятельности…………...5
II.2. Определение ученической исследовательской деятельности……………………6
II.3. Цели и задачи ученической исследовательской деятельности…………………..7
III. Этапы работы над ученическим исследованием…………………………………..8
IV.Этапы формирования исследовательской деятельности с учётом возрастных особенностей младших школьников………………………………………………….10
V. Процесс реализации ученической исследовательской деятельности…………….12
Список литературы……………………………………………………………………..13
 Приложение…………………………………………………………………………….14
  Введение. Актуальность проблемы
 Каждая личность проходит в своём развитии тот же путь, что и всё человечество в целом, но только в предельно сжатые сроки. Человеку отпущено катастрофически мало времени для того, чтобы пройти свой собственный путь познания. А если учесть, что нужно постараться внести свой, пусть небольшой, вклад в этот процесс развития человечества («Что останется после меня?»), то начинать заниматься исследовательской деятельностью следует с самого раннего возраста.
Современную школу философы называют капканом, выставленным человеком у себя на пути. Передавая детям “ничейные” знания, отчужденные от их собственного опыта, школа воспитывает потребителя, в лучшем случае всезнайку-энциклопедиста и теряет при этом творца и деятеля. Это приводит к ослаблению внутренней мотивации у учеников, невостребованности их творческих способностей. Отсюда – нежелание детей учиться.
В предшкольный период почти все здоровые дети проявляют интерес ко всему, что видят и слышат (примером могут служить их бесконечные “как?”, “зачем?” и “почему?”). Умные родители не отталкивают детей (“отстань”, “не знаю!”, “как ты надоел со своими вопросами!”, “когда ты только помолчишь!”), но и не дают прямых ответов, а пытаются натолкнуть ребёнка на самостоятельные наблюдения, размышления, на формулирование интересующего их понятия, иногда показывая, как это нужно делать. Это и есть начало формирования личности исследователя.
 Приходя в школу, сталкиваясь с определенной умственной нагрузкой, непривычные к интеллектуальному труду ученики (или ученики с повышенной утомляемостью), быстро устают “думать” и начинают “экранировать” “лишние” знания, оставляя только необходимый минимум для себя (закон энергосбережения). Так формируются здоровые “середнячки”, которые не хотят знать больше того, о чем могут спросить завтра на уроке. Интеллектуально тренированным учащимся тех знаний и заданий, которые дают в школе, для полной нагрузки не хватает, они либо находят себе эту нагрузку дома (при помощи родителей), либо в кружках, либо начинают “тосковать”, постепенно теряют интерес к учёбе и переходят в разряд “шалунов” (им скучно на уроке, когда все задания выполнены), они отвлекают учителя и учеников, получают записи в дневник о плохом поведении и постепенно могут перейти в разряд даже не “хорошистов”, а “способных, но ленивых”.
Если школа будет только транслировать ученикам имеющиеся достижения человечества, то кто же и как научится создавать новые? Как общество сможет подготовить людей к решению своих проблем? Ведь реализовать потенциал можно лишь в собственной деятельности, в соответствии с её целями. Даёт ли такую возможность своим ученикам и педагогам современная школа?
Стандарты второго поколения определили приоритеты начального общего образования: формирование метапредметных умений, навыков и способов деятельности, уровень освоения которых предопределяет успешность всего последующего обучения.
Главная задача начального образования – заложить основу формирования учебной деятельности ребенка.
Поэтому в настоящее время все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Решению этих задач способствуют исследовательская и проектная деятельность.
I. Предпосылки внедрения исследовательской деятельности в практику работы начальной школы.
Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Нужно только по-настоящему увлечь их предметом исследования.
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.
 Роль родителей в исследовательской деятельности ребёнка огромна уже с момента рождения малыша. Фундамент исследовательского поведения — психическая потребность в поисковой активности. Она выступает в качестве мотива — двигателя, который запускает и заставляет работать механизм исследовательского поведения. В основе поисковой активности — безусловный рефлекс, получивший от своего первооткрывателя И.П. Павлова наименование «ориентировочно-исследовательский рефлекс» или «рефлекс что такое?».
 Самый естественный образ действий грудного ребёнка (как и далее) – это исследование (окружающей обстановки, звуков, предметов, возможностей своего тела, голоса, эмоциональных проявлений…). Если родители сумели поддержать интерес к этим исследованиям, откликнулись на призыв ребёнка к совместной деятельности, не оттолкнули его от себя, поделились, при необходимости, своим опытом, знаниями, оставляя приоритетными самостоятельные исследования детей, то такой ребёнок к школе разовьёт свой исследовательский интерес и будет готов отправиться в “путешествие за знаниями”.
При организации исследовательской деятельности учителю необходимо учитывать и степень самостоятельности учащихся, которая зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, от их предыдущего опыта исследовательской деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в классе или группе. Необходимо учитывать и тот факт, что у учащихся младших классов ещё недостаточно знаний, умений и навыков для правильного оформления продукта своих исследований. У них ещё не очень хорошо развиты навыки письменной речи: они не умеют грамотно составлять тексты (особенно научные), допускают орфографические и стилистические ошибки. Поэтому учителю нужно организовать не только исследовательскую деятельность ребят, но и помощь взрослых (учителей, родителей, старших братьев и сестёр, старшеклассников) в этой деятельности. Наряду с этими недостатками младшие школьники обладают рядом особенностей, которые способствуют успешному проведению исследовательской деятельности. Одна из самых главных особенностей – наблюдательность, умение замечать такие незначительные детали, на которые не обратит внимания «замыленный» взгляд взрослого человека. Другая особенность – это аккуратность и исполнительность. И, наконец, младшие школьники в процессе выполнения исследовательской работы проявляют особое трудолюбие, настойчивость и терпение.
Важно поощрять любые творческие находки детей, помогать советом, направлять в нужное русло, чтобы итог исследовательской деятельности был успешен. Успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя и родителей.
Таким образом, при использовании в образовательном процессе исследовательской деятельности происходит формирование у детей личностных качеств (доброжелательность, внимательность к людям, уважение), мотивация, рефлексия и самооценка, обучение выбору и осмысление последствий выбора и результатов собственной деятельности. Развиваются познавательные интересы, инициатива, любознательность, самостоятельность, целеустремленность. Ребята обучаются информационным технологиям.
II. Исследовательская и проектная деятельность в начальных классах
II. 1. В начальной школе действенным средством сохранения интереса к исследованиям становится творческое проектирование. Что же такое проект и исследование? В чем их сходство и различие?
Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта, прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния.
Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проекта состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.
Таким образом, как отмечает А.И. Савенков, «проектирование и исследование - изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи». Вместе с тем в основе обоих методов лежат одни и те же задачи, способы, формы деятельности. Оба метода ориентированы на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, месяцев).
Проект - более широкое понятие - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. (Е.С. Попов)
Таким образом, исследование - это в большей степени научная деятельность, а проект - это в большей степени творческая деятельность. Причем, проект может быть формой оформления результатов исследования.
II.2. Ученическая исследовательская деятельность – это специально организованная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений.
Таким образом, оба метода близки по целям, задачам, методам, формам, часто выступают в совокупности, что повышает их эффективность.
Использование методов исследования и проектирования предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.
А для этого учителю необходимо:
  • владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;
  • уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом;
  • устанавливать и поддерживать в группах работающих над исследованием деловой, эмоциональный настрой, направляя учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
  • уметь интегрировать содержание различных предметов для решения проблем выбранного исследования.
II.3.  Цели, задачи применения исследовательской деятельности.
Цели применения на занятиях исследовательской и проектной деятельности:
  • познакомить с принципом комплексного подхода в создании творческого продукта проектной деятельности;
  • вовлечь каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс;
  • учить представлять свой творческий труд в виде презентации, отстаивать свои взгляды на выбор методов и материалов, необходимых для осуществления своих творческих замыслов;
  • учить применять свои знания в новых условиях;
  • формировать универсальные учебные действия;
  • воспитывать у детей интерес к творческому взаимодействию при совместной работе;
  • учить ориентироваться в мире информации.
Задачи:
  • активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определенных тем, систематизация знаний, знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящих за пределы программы;
  • развитие умений размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы, отбирать и систематизировать материал, реферировать его, использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования, публично представлять результаты исследования;
  • создание продукта, востребованного другими.
Успех исследования во многом зависит от его организации. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами.
III. Этапы работы над ученическим исследованием
Тема исследовательской работы. Как будет называться мое исследование?
  1. Введение. Актуальность проблемы.  В чем необходимость моей работы?
  2. Цель. Что я хочу исследовать?
  3. Гипотеза исследования. Для чего я хочу провести исследование?
  4. Задачи исследования.
  5. Дата и место проведения моего исследования.
  6. Методика работы. Каким образом я проводил исследование?
Основные приемы исследования:
– интервью,
– опросы,
– обработка статистических и опытных данных.
  1. Описание работы. Мои результаты исследования.
  2. Выводы. Выполнил ли я то, что задумал? Что оказалось трудным в моем исследовании, чего не удалось выполнить?
  3. Отчет об учебной исследовательской работе.
Итогом исследовательской работы может быть выступление на детской конференции. В отличие от “взрослой” конференции, здесь необходимо создать “ситуацию успеха” для каждого школьника. Каждую работу, независимо от её качества, необходимо похвалить, чтобы у ребёнка возникло желание продолжать исследовательскую деятельность. Самому ребенку подготовиться к выступлению очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребенка, а еще хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы.
Презентация результатов работы над проектом готовится в виде своеобразного шоу, поэтому должна быть заранее продумана и спланирована. При подготовке и проведении презентации важно предусмотреть использование аудиовизуальных средств, продумать организацию пространства и способы активизации восприятия аудитории. Чаще других в настоящее время используется мультимедиапроектор. Защита работы проходит обычно в течение 10 минут (7 минут на выступление, 3 минуты – ответы на вопросы), должна включать 10-12 слайдов. Прежде всего, представляются результаты исследования. Рисунки, графики, всегда зрелищнее таблиц или текста. Текст сопровождается иллюстративным материалом, слайды не дублируются. Выводы должны демонстрироваться достаточно долго, чтобы слушатели смогли внимательно с ними ознакомиться и обдумать.
Итогом исследовательской работы может быть выступление на уроке или занятии кружка.
Перед презентацией педагог должен провести психологическую подготовку выступающих учащихся и аудитории. Каждый проект, исследовательская работа достойны  рассмотрения, уважения. Представление работ скорее “рабочее”, нет помпезности, театральности, некоторые из них занимают по длительности на уроке 4-5 минут, а некоторые длятся около  10 минут. Присутствие моментов  “необычности” (элементы одежды, музыка) в представлении работ обусловлено задачами проектов, исследований и они носят “чисто рабочий характер”. Во внеурочной деятельности используется  и выпуск газет, и проведение презентаций, и разыгрывали мини – сценки, на некоторые занятия приглашаются родители, так как позволяло время, выбирая ту форму работы, которая была необходима и интересна  ребятам. Любое бальное выражение оценки результатов исследовательской деятельности в начальных классах не должны иметь места, так как учащиеся должны чувствовать себя успешными, они только учатся проводить исследования, любое их достижение уже продвижение вперед, выполнить исследовательскую работу – значит самим постигать новое. Следовательно, никто другой так, как сам ребенок, не сможет почувствовать, увидеть, оценить свой труд. Но это вовсе не означает бесконтрольность данной деятельности. С целью преодоления подобных проблем педагог, учащиеся, другие участники  могут высказывать  оценочные суждения, имеющие форму пожелания, совета.
Работа над проектами и детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно.
 
IV.Этапы формирования исследовательской деятельности с учётом возрастных особенностей младших школьников

Первый этап соответствует первому классу начальной школы.
На 1 этапе (в 1 классе) рекомендуется применять тренинговые игры – занятия, которые направлены на формирование универсальных учебных действий:
  • развитие умений видеть проблемы;
  • развитие умений выдвигать гипотезы;
  • развитие умений задавать вопросы, то есть развитие регулятивных УУД.
  • подбор литературы по заданной теме;
  • ориентировка в словаре, справочной литературе;
  • ориентировка в тексте, ключевые слова, ответы на вопросы к тексту, то есть развитие познавательных УУД.
Также на первом этапе можно создавать простейшие проекты для формирования первоначальных представлений о деятельности исследователя и презентовать их (развитие личностных и коммуникативных УУД).
С первого же класса нужно  вовлекать своих учащихся в мини-исследования, включая этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы. В первом и втором классе почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем. Хорошо, если такая тема представляет реальный интерес для ученика. Но если это не так, то вся работа над исследованием, а иногда это длительная работа, превратится в тяжкую повинность. В этом случае мы можем не только не получить развитие познавательного потенциала, но и отбить охоту к исследовательской деятельности вообще. При этом надо иметь в виду, что и для учителя метод исследовательской деятельности является довольно трудоемкой технологией. Поэтому желательно не предлагать детям готовых тем исследования. Лучше предложить какую-либо проблему в самых общих чертах и дать детям возможность обсудить ее и домыслить, может быть, переформулировать или даже самостоятельно выбрать проблему, над которой им было бы интересно работать., но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.
Научиться выявлять противоречия можно с помощью игр. Мы, взрослые, часто из лучших побуждений уводим детей от разрешения противоречий и конфликтов. Этим мы, с одной стороны, щадим и оберегаем нежную психику ребенка от стрессов, трудностей и комплексов, но, с другой стороны, мы лишаем его самостоятельности, возможности самовыражения, самоутверждения, самодвижения. Психологи считают это результатом педагогической безграмотности родителей и называют такое явление "гиперопекой".
Начать подведение детей к пониманию противоречия и к развитию мышления противоречиями следует применением серии игр "Наоборот". (Приложение 1).
Ход исследовательской работы (на примере)  (Приложение 2).
В третьем и четвёртом классе многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы:
-Что мне интересно больше всего?
-Чем я хочу заниматься в первую очередь?
-Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
-О чём хотелось бы узнать как можно больше?
-Чем я мог бы гордиться?

Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать. Тема может быть:
-фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);
-экспериментальной;
-изобретательской;
-теоретической.
 Ребята  могут вести себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в “помощники”, обращаясь к ним с просьбой о помощи. Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу.
 Обычно в исследовательской работе:
1/3 времени занимает правильная формулировка темы и цели исследования, а также выбор или отработка его методики;
1/3 времени затрачивается на сбор материала;
не менее 1/3 времени уходит на его обработку, обобщение, написание текста.
 Исследовательская работа «Загадочный мир фотографии» (Приложение 3)

V.Процесс реализации ученической исследовательской деятельности

Этап 1
– выявление способных детей, желающих заниматься исследовательской работой, диагностика уровня интеллектуального развития, диагностика уровня умений и навыков, позволяющих заниматься исследовательской работой, диагностика способности к общению на уровне “ученик – ученик”, “ученик – учитель” и т. д.;
– анализ полученных результатов;
– формирование коррекционных групп;
– работа групп (тренинги общения, деловые игры, упражнения по регулированию психологических процессов – воображение, память, логическое мышление и т. д.);
– рефлексия (анализ динамики изменений);
– мониторинг.
Этап 2
Выбор тем, постановка проблем, задач, определение научных результатов.
Этап 3
Индивидуальная работа научного руководителя с обучающимися. Сбор материала, работа в архивах, музеях, библиотеках, лабораториях, мастерских; консультации научного руководителя.
Этап 4
Оформление обучающимися  выполненных исследований, работа на компьютерах в кабинете информатики в школе. Рецензии научных руководителей.
Этап 5
Итог исследовательской работы – это участие в ежегодных научно-исследовательских конференциях для обучающихся начальной школы.
 
Хочется добавить, что “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим видам обучения”.
 
Список литературы
  1. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. Автор составитель В.Ф. Феоктистова. - Издательство "Учитель" Волгоград, 2010.
  2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Пособием для учителя. - Самара: Издательство "Учебная литература"
  3. Проектная деятельность в начальной школе / авт-сост. М.К. Господникова и др. Волгоград: Учитель, 2008.
  4. Организация проектной деятельности в школе: система работы / aвт.-сост. С.Г. Щербакова и др. Волгоград: Учитель, 2008.
  5. Федоровская Е.О. «Исследовательская деятельность учащихся как методика развития универсальных учебных умений»
  6. Кулик Е.Н. «Организация исследовательской деятельности учащихся в начальной школе» 

 
 
 
 
 
 
 
 







































































































Приложение 1.
Серия игр для первоклассников «Наоборот».
Наоборот - это с противоположной стороны, это противоположное утверждение, противоположности. Надо заметить, что "наоборот", не обязательно "против". Антонимы - это слова с противоположными значениями (бедный - богатый, горячо - холодно).
Что может быть наоборот? По каким признакам наоборот?
·         По свойствам (мягкое - твердое).
·         По размерам (большой - маленький).
·         По функции: функция – антифункция , действие - антидействие (зажечь - погасить).
·         По носителю функции и антифункции. Система - антисистема (мел - тряпка, лампа - штора, якорь - паруса).
·         По характеру, по чувствам (грустный - радостный).
В результате игр "НАОБОРОТ" ребенок должен понять, что любое слово, любое понятие, любое свойство имеет хотя бы одно противоположное значение. Эти игры позволят приучить детей относиться к противоположностям, а потом и к противоречиям, спокойно, не бояться их. Теперь перечислим некоторые игровые упражнения:
1.Назови противоположное свойство. Иначе это упражнение можно назвать  - "Свойство -  антисвойство".
2. Назови предметы с противоположными свойствами.
3. Назови противоположную функцию (функция-антифункция).
4. Назови предметы, выполняющие противоположные функции.
5.  Совмести предметы по антифункциям.
6. Кто больше придумает антонимов самостоятельно.
7. Назови предметы по заданному антониму.
8.Назови антонимы по заданному предмету.
9. Разрешение противоречий в сказках.(Читая детям сказки, акцентируйте внимание детей на том, как герои сказок выходят из затруднительных положений с волшебством и без волшебства).
10. Игра "Хорошо - плохо". ( Составление противоречий).
Ребенку задают серию наводящих вопросов, отвечая на которые, он САМОСТОЯТЕЛЬНО добивается понимания или решения задачи.
Например, такая серия вопросов:
1. Назовите предмет или действие (процесс), который вы хотели бы улучшить. (Пусть дети назвали - "Рукавичка").
·         Назовите хорошие (плохие) свойства рукавички.
·         Почему одни свойства Вы назвали хорошими, а другие плохими?
Скажите, есть что-то плохое в хороших качествах рукавички? Что плохого в том, что она теплая?
А как сказать одной фразой, что теплая рукавичка в одних условиях хорошо, а в других - плохо?
Это трудный "переломный" момент. Если дети скажут: "Теплая рукавичка, это хорошо, потому что рука не мерзнет в морозы, но плохо, потому что жарко руке весной", - это значит, что Вы их далеко продвинули в понимании противоречия и плодотворно поиграли в игры "Хорошо - плохо". Поздравьте себя и детей, и возьмите с полки пирожок.
Если дети откажутся искать в хорошем плохое, то напомните им основное условие игры: "Во всем хорошем есть плохое, но и во всем плохом есть хорошее". Так что всё не так-то уж и безнадежно.
Итак, не останавливайтесь и закрепляйте успех:
·         Что плохого в том, что рукавичка мягкая?
Скажи это одной фразой.
2. Называйте предмет или событие и попросите детей ответить на следующие вопросы:
·         Какую функцию он предназначен выполнять?
·         Какое противоречие он разрешает?
·         Как еще можно разрешить это противоречие?
Е.А. Резник предлагает следующую методику обучения детей - формулировать противоречия по "классической" форме: воспитатель называет одно состояние рассматриваемого объекта при его изменении и просит детей объяснить, что при этом хорошо, а что - плохо. Затем называется противоположное состояние того же объекта и опять - что хорошо, что плохо.
Например:
выбираем объект - "ШКАФ".
·         "Если шкаф большой, то это хорошо потому, что..., но одновременно плохо потому, что...".
Дети продолжают:
·         "Хорошо потому, что можно в нем прятаться от мамы".
·         "Хорошо потому, что в нём помещается много разных вещей".
·         "Плохо потому, что ничего в нём не найдешь". И т.д.
·         "Если шкаф маленький, то это хорошо потому, что ..., но одновременно плохо потому, что... ".
Дети продолжают:
·         "Хорошо потому, что с ним можно играть".
·         "Хорошо потому, что он занимает мало места в комнате".
·         "Плохо потому, что в нём мало полок и ящиков".
Постановка вопросов в такой форме заставляет детей думать, свободно выражать свои мысли вслух, учит общению. Не забудьте детишек похваливать, это и для Вас непростая работа, а для детей тем более.
Играйте в эту игру почаще. Помните? - "Учусь, уча". Создайте мотивацию и для детей.
  Приложение 2.
Ход исследовательской работы (на примере)
Этапы занятия Деятельность на занятии
1.Выбор темы исследования. Цветы для мамы.
2.Постановка целей исследования. Вырастить самостоятельно маме подарок на 8 марта.
3.Задачи исследования. Приобрести луковицы, горшки, землю, изучить соответствующую литературу.
4.Объект, предмет и база исследования Луковицы цветов.
5.Гипотеза исследования. Можно создать условия для цветения цветов зимой.
6.Методы исследования. Изучение информации о растениях, выбор и посадка цветов, наблюдение, запись наблюдений в дневники, рисунки и т.д. – на доступном для этого возраста уровне.
7.План исследования. -изучение информации о растениях,
-изучение информации и почве,
-изучение информации об условиях ухода,
-посадка растений,
-наблюдение за растениями,
-фиксация изменений в дневнике наблюдений, схеме, на плакате и т.д.
8.Самостоятельная деятельность. -изучение информации о растениях,
-изучение информации и почве,
-изучение информации об условиях ухода,
-посадка растений,
-наблюдение за растениями,
-фиксация изменений в дневнике наблюдений, схеме, на плакате и т.д.
9.Результаты исследования. Оформление результатов исследования в соответствии с особенностями работы, помощь учителя в оформлении.
10.Представление и защита проекта. Выступление детей с дневниками наблюдения, докладами, презентациями, сочинениями и т.д.
11.Выработка решения. При создании необходимых условий можно добиться цветения растений в зимнее время.
12.Оценивание исследовательской деятельности. Учитель и дети обсуждают исследовательскую деятельность с положительной точки зрения.
Вход на сайт
Календарь
«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Copyright MyCorp © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz