Меню сайта
Закладки
Категории раздела
|
самообразование«Этапы формирования и процесс реализации ученической исследовательской деятельности с учётом возрастных особенностей младших школьников»
Содержание Введение. Актуальность проблемы……………………………………………………3
II.2. Определение ученической исследовательской деятельности……………………6 II.3. Цели и задачи ученической исследовательской деятельности…………………..7 III. Этапы работы над ученическим исследованием…………………………………..8
Приложение…………………………………………………………………………….14IV.Этапы формирования исследовательской деятельности с учётом возрастных особенностей младших школьников………………………………………………….10
Список литературы……………………………………………………………………..13
Введение. Актуальность проблемы Каждая личность проходит в своём развитии тот же путь, что и всё человечество в целом, но только в предельно сжатые сроки. Человеку отпущено катастрофически мало времени для того, чтобы пройти свой собственный путь познания. А если учесть, что нужно постараться внести свой, пусть небольшой, вклад в этот процесс развития человечества («Что останется после меня?»), то начинать заниматься исследовательской деятельностью следует с самого раннего возраста.
Современную школу философы называют капканом, выставленным человеком у себя на пути. Передавая детям “ничейные” знания, отчужденные от их собственного опыта, школа воспитывает потребителя, в лучшем случае всезнайку-энциклопедиста и теряет при этом творца и деятеля. Это приводит к ослаблению внутренней мотивации у учеников, невостребованности их творческих способностей. Отсюда – нежелание детей учиться. В предшкольный период почти все здоровые дети проявляют интерес ко всему, что видят и слышат (примером могут служить их бесконечные “как?”, “зачем?” и “почему?”). Умные родители не отталкивают детей (“отстань”, “не знаю!”, “как ты надоел со своими вопросами!”, “когда ты только помолчишь!”), но и не дают прямых ответов, а пытаются натолкнуть ребёнка на самостоятельные наблюдения, размышления, на формулирование интересующего их понятия, иногда показывая, как это нужно делать. Это и есть начало формирования личности исследователя. Приходя в школу, сталкиваясь с определенной умственной нагрузкой, непривычные к интеллектуальному труду ученики (или ученики с повышенной утомляемостью), быстро устают “думать” и начинают “экранировать” “лишние” знания, оставляя только необходимый минимум для себя (закон энергосбережения). Так формируются здоровые “середнячки”, которые не хотят знать больше того, о чем могут спросить завтра на уроке. Интеллектуально тренированным учащимся тех знаний и заданий, которые дают в школе, для полной нагрузки не хватает, они либо находят себе эту нагрузку дома (при помощи родителей), либо в кружках, либо начинают “тосковать”, постепенно теряют интерес к учёбе и переходят в разряд “шалунов” (им скучно на уроке, когда все задания выполнены), они отвлекают учителя и учеников, получают записи в дневник о плохом поведении и постепенно могут перейти в разряд даже не “хорошистов”, а “способных, но ленивых”. Если школа будет только транслировать ученикам имеющиеся достижения человечества, то кто же и как научится создавать новые? Как общество сможет подготовить людей к решению своих проблем? Ведь реализовать потенциал можно лишь в собственной деятельности, в соответствии с её целями. Даёт ли такую возможность своим ученикам и педагогам современная школа? Стандарты второго поколения определили приоритеты начального общего образования: формирование метапредметных умений, навыков и способов деятельности, уровень освоения которых предопределяет успешность всего последующего обучения. Главная задача начального образования – заложить основу формирования учебной деятельности ребенка. Поэтому в настоящее время все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Решению этих задач способствуют исследовательская и проектная деятельность.
I. Предпосылки внедрения исследовательской деятельности в практику работы начальной школы.
Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Нужно только по-настоящему увлечь их предметом исследования.
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Роль родителей в исследовательской деятельности ребёнка огромна уже с момента рождения малыша. Фундамент исследовательского поведения — психическая потребность в поисковой активности. Она выступает в качестве мотива — двигателя, который запускает и заставляет работать механизм исследовательского поведения. В основе поисковой активности — безусловный рефлекс, получивший от своего первооткрывателя И.П. Павлова наименование «ориентировочно-исследовательский рефлекс» или «рефлекс что такое?». Самый естественный образ действий грудного ребёнка (как и далее) – это исследование (окружающей обстановки, звуков, предметов, возможностей своего тела, голоса, эмоциональных проявлений…). Если родители сумели поддержать интерес к этим исследованиям, откликнулись на призыв ребёнка к совместной деятельности, не оттолкнули его от себя, поделились, при необходимости, своим опытом, знаниями, оставляя приоритетными самостоятельные исследования детей, то такой ребёнок к школе разовьёт свой исследовательский интерес и будет готов отправиться в “путешествие за знаниями”. При организации исследовательской деятельности учителю необходимо учитывать и степень самостоятельности учащихся, которая зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, от их предыдущего опыта исследовательской деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в классе или группе. Необходимо учитывать и тот факт, что у учащихся младших классов ещё недостаточно знаний, умений и навыков для правильного оформления продукта своих исследований. У них ещё не очень хорошо развиты навыки письменной речи: они не умеют грамотно составлять тексты (особенно научные), допускают орфографические и стилистические ошибки. Поэтому учителю нужно организовать не только исследовательскую деятельность ребят, но и помощь взрослых (учителей, родителей, старших братьев и сестёр, старшеклассников) в этой деятельности. Наряду с этими недостатками младшие школьники обладают рядом особенностей, которые способствуют успешному проведению исследовательской деятельности. Одна из самых главных особенностей – наблюдательность, умение замечать такие незначительные детали, на которые не обратит внимания «замыленный» взгляд взрослого человека. Другая особенность – это аккуратность и исполнительность. И, наконец, младшие школьники в процессе выполнения исследовательской работы проявляют особое трудолюбие, настойчивость и терпение.
Важно поощрять любые творческие находки детей, помогать советом, направлять в нужное русло, чтобы итог исследовательской деятельности был успешен. Успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя и родителей.
Таким образом, при использовании в образовательном процессе исследовательской деятельности происходит формирование у детей личностных качеств (доброжелательность, внимательность к людям, уважение), мотивация, рефлексия и самооценка, обучение выбору и осмысление последствий выбора и результатов собственной деятельности. Развиваются познавательные интересы, инициатива, любознательность, самостоятельность, целеустремленность. Ребята обучаются информационным технологиям. II. Исследовательская и проектная деятельность в начальных классах II. 1. В начальной школе действенным средством сохранения интереса к исследованиям становится творческое проектирование. Что же такое проект и исследование? В чем их сходство и различие?
Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта, прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проекта состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Таким образом, как отмечает А.И. Савенков, «проектирование и исследование - изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи». Вместе с тем в основе обоих методов лежат одни и те же задачи, способы, формы деятельности. Оба метода ориентированы на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, месяцев). Проект - более широкое понятие - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. (Е.С. Попов) Таким образом, исследование - это в большей степени научная деятельность, а проект - это в большей степени творческая деятельность. Причем, проект может быть формой оформления результатов исследования. II.2. Ученическая исследовательская деятельность – это специально организованная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений. Таким образом, оба метода близки по целям, задачам, методам, формам, часто выступают в совокупности, что повышает их эффективность.
Использование методов исследования и проектирования предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения. А для этого учителю необходимо:
II.3. Цели, задачи применения исследовательской деятельности.
Цели применения на занятиях исследовательской и проектной деятельности:
Задачи:
Успех исследования во многом зависит от его организации. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами.
Тема исследовательской работы. Как будет называться мое исследование?
III. Этапы работы над ученическим исследованием
Основные приемы исследования:
– интервью, – опросы, – обработка статистических и опытных данных.
Итогом исследовательской работы может быть выступление на детской конференции. В отличие от “взрослой” конференции, здесь необходимо создать “ситуацию успеха” для каждого школьника. Каждую работу, независимо от её качества, необходимо похвалить, чтобы у ребёнка возникло желание продолжать исследовательскую деятельность. Самому ребенку подготовиться к выступлению очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребенка, а еще хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы.
Презентация результатов работы над проектом готовится в виде своеобразного шоу, поэтому должна быть заранее продумана и спланирована. При подготовке и проведении презентации важно предусмотреть использование аудиовизуальных средств, продумать организацию пространства и способы активизации восприятия аудитории. Чаще других в настоящее время используется мультимедиапроектор. Защита работы проходит обычно в течение 10 минут (7 минут на выступление, 3 минуты – ответы на вопросы), должна включать 10-12 слайдов. Прежде всего, представляются результаты исследования. Рисунки, графики, всегда зрелищнее таблиц или текста. Текст сопровождается иллюстративным материалом, слайды не дублируются. Выводы должны демонстрироваться достаточно долго, чтобы слушатели смогли внимательно с ними ознакомиться и обдумать. Итогом исследовательской работы может быть выступление на уроке или занятии кружка. Перед презентацией педагог должен провести психологическую подготовку выступающих учащихся и аудитории. Каждый проект, исследовательская работа достойны рассмотрения, уважения. Представление работ скорее “рабочее”, нет помпезности, театральности, некоторые из них занимают по длительности на уроке 4-5 минут, а некоторые длятся около 10 минут. Присутствие моментов “необычности” (элементы одежды, музыка) в представлении работ обусловлено задачами проектов, исследований и они носят “чисто рабочий характер”. Во внеурочной деятельности используется и выпуск газет, и проведение презентаций, и разыгрывали мини – сценки, на некоторые занятия приглашаются родители, так как позволяло время, выбирая ту форму работы, которая была необходима и интересна ребятам. Любое бальное выражение оценки результатов исследовательской деятельности в начальных классах не должны иметь места, так как учащиеся должны чувствовать себя успешными, они только учатся проводить исследования, любое их достижение уже продвижение вперед, выполнить исследовательскую работу – значит самим постигать новое. Следовательно, никто другой так, как сам ребенок, не сможет почувствовать, увидеть, оценить свой труд. Но это вовсе не означает бесконтрольность данной деятельности. С целью преодоления подобных проблем педагог, учащиеся, другие участники могут высказывать оценочные суждения, имеющие форму пожелания, совета. Работа над проектами и детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно.
Приложение 1. Серия игр для первоклассников «Наоборот». Наоборот - это с противоположной стороны, это противоположное утверждение, противоположности. Надо заметить, что "наоборот", не обязательно "против". Антонимы - это слова с противоположными значениями (бедный - богатый, горячо - холодно). Что может быть наоборот? По каким признакам наоборот? · По свойствам (мягкое - твердое). · По размерам (большой - маленький). · По функции: функция – антифункция , действие - антидействие (зажечь - погасить). · По носителю функции и антифункции. Система - антисистема (мел - тряпка, лампа - штора, якорь - паруса). · По характеру, по чувствам (грустный - радостный). В результате игр "НАОБОРОТ" ребенок должен понять, что любое слово, любое понятие, любое свойство имеет хотя бы одно противоположное значение. Эти игры позволят приучить детей относиться к противоположностям, а потом и к противоречиям, спокойно, не бояться их. Теперь перечислим некоторые игровые упражнения: 1.Назови противоположное свойство. Иначе это упражнение можно назвать - "Свойство - антисвойство". 2. Назови предметы с противоположными свойствами. 3. Назови противоположную функцию (функция-антифункция). 4. Назови предметы, выполняющие противоположные функции. 5. Совмести предметы по антифункциям. 6. Кто больше придумает антонимов самостоятельно. 7. Назови предметы по заданному антониму. 8.Назови антонимы по заданному предмету. 9. Разрешение противоречий в сказках.(Читая детям сказки, акцентируйте внимание детей на том, как герои сказок выходят из затруднительных положений с волшебством и без волшебства). 10. Игра "Хорошо - плохо". ( Составление противоречий). Ребенку задают серию наводящих вопросов, отвечая на которые, он САМОСТОЯТЕЛЬНО добивается понимания или решения задачи. Например, такая серия вопросов: 1. Назовите предмет или действие (процесс), который вы хотели бы улучшить. (Пусть дети назвали - "Рукавичка"). · Назовите хорошие (плохие) свойства рукавички. · Почему одни свойства Вы назвали хорошими, а другие плохими? Скажите, есть что-то плохое в хороших качествах рукавички? Что плохого в том, что она теплая? А как сказать одной фразой, что теплая рукавичка в одних условиях хорошо, а в других - плохо? Это трудный "переломный" момент. Если дети скажут: "Теплая рукавичка, это хорошо, потому что рука не мерзнет в морозы, но плохо, потому что жарко руке весной", - это значит, что Вы их далеко продвинули в понимании противоречия и плодотворно поиграли в игры "Хорошо - плохо". Поздравьте себя и детей, и возьмите с полки пирожок. Если дети откажутся искать в хорошем плохое, то напомните им основное условие игры: "Во всем хорошем есть плохое, но и во всем плохом есть хорошее". Так что всё не так-то уж и безнадежно. Итак, не останавливайтесь и закрепляйте успех: · Что плохого в том, что рукавичка мягкая? Скажи это одной фразой. 2. Называйте предмет или событие и попросите детей ответить на следующие вопросы: · Какую функцию он предназначен выполнять? · Какое противоречие он разрешает? · Как еще можно разрешить это противоречие? Е.А. Резник предлагает следующую методику обучения детей - формулировать противоречия по "классической" форме: воспитатель называет одно состояние рассматриваемого объекта при его изменении и просит детей объяснить, что при этом хорошо, а что - плохо. Затем называется противоположное состояние того же объекта и опять - что хорошо, что плохо. Например: выбираем объект - "ШКАФ". · "Если шкаф большой, то это хорошо потому, что..., но одновременно плохо потому, что...". Дети продолжают: · "Хорошо потому, что можно в нем прятаться от мамы". · "Хорошо потому, что в нём помещается много разных вещей". · "Плохо потому, что ничего в нём не найдешь". И т.д. · "Если шкаф маленький, то это хорошо потому, что ..., но одновременно плохо потому, что... ". Дети продолжают: · "Хорошо потому, что с ним можно играть". · "Хорошо потому, что он занимает мало места в комнате". · "Плохо потому, что в нём мало полок и ящиков". Постановка вопросов в такой форме заставляет детей думать, свободно выражать свои мысли вслух, учит общению. Не забудьте детишек похваливать, это и для Вас непростая работа, а для детей тем более. Играйте в эту игру почаще. Помните? - "Учусь, уча". Создайте мотивацию и для детей. Приложение 2. Ход исследовательской работы (на примере)
|