Вторник, 19.03.2024, 08:49
Приветствую Вас Гость | RSS

Православная гимназия №2 в г. Рославле

Закладки
Категории раздела
Оцените мой сайт
Всего ответов: 26

самообразование

ЧОУ «Православная гимназия №2»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Сообщение на МО по теме:
 
«Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Составила: Марченкова Н.В., учитель начальных классов
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рославль, 2014 г.
 
Н.С. Рождественский писал: «Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание».
Как и многих учителей меня волнует проблема: безграмотного письма учащихся; неумение «видеть» орфограммы.
Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения и взаимопонимания. Приступая к изучению орфографии, дети должны осознать, что списывание, диктант – не самоцель, что в жизни орфография необходима для общения, для точности речи.
Цель: повышение грамотности и развитие орфографической зоркости у учащихся на уроках русского языка.
Задачи:
Провести теоретический анализ литературы по данной теме;
Изучить степень развития орфографической зоркости у учащихся класса;
Изучить приемы и применять на уроках русского языка формирования орфографической зоркости у учащихся;
Разработать «орфографические разминки для учащихся, обеспечивающих формирование грамотного письма.
Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.
Поэтому орфографическую работу необходимо реализовывать через:
углубление познавательных интересов;
чёткий отбор и продуманную структуру дидактического материала, разнообразие видов работ;
использование занимательных материалов, увлекательных форм и методов работы;
повышение уровня самостоятельности и активности детей в учебном процессе;
положительную самооценку: школьники должны постоянно убеждаться в своём успехе;
введение гибкой и тактичной системы контроля и оценки навыков, знаний и умений;
организация взаимопомощи в коллективе, одобрение одноклассников, похвала за успех, пусть даже небольшой.
Приёмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость:
1. Комментированное письмо.
Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.
2. Письмо с проговариванием.
Объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок.
3. Письмо с пропуском орфограмм.
Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.
4. Какографические упражнения.
Предусматривают исправления учениками умышленного допущенных в текстах ошибочных написаний.
5. Письмо по памяти.
Письмо по памяти я провожу по следующей схеме:
      1. Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.
      2. Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.
      3. Упражнение в запоминании.
      4. Орфографическое чтение слов с орфограммами.
      5. Запись.
      6. Проверка.
6. Работа с группой предложений по системе Федоренко.
Детям предлагается группа предложений. За определенное время учащиеся запоминают по одному предложению и самостоятельно его записывают. Обязательно выполняется проверка и объяснение допущенных ошибок.
 
7. Списывание.
Алгоритм списывания, который я применяю в организации списывания на своих уроках:
- Внимательно прочитай предложение.
- Повтори его не заглядывая в текст.
- Подчеркни в предложении все орфограммы.
- Прочитай предложение орфографически.
- Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.
- Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.
- Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.
Особое внимание уделяю выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению  выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:
1. Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; восклицательные предложения, побудительное, вопросительное, повествовательное и т. д.
2. Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.
3. Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.
4. Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов.
5. Спиши слова определённой части речи.
6. Выпиши словосочетания.
 
8.  Скоростное письмо. Самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:
1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).2. Самостоятельное чтение хором.3. Объяснение орфограмм (коллективно).4. Считают количество предложений в тексте.5. Чтение по предложениям.6. Орфографическое чтение.7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.9. Проверка написанного.
 
9.  Диктанты.
       - Предупредительный диктант.
     – Объяснительный диктант.
       – Выборочный диктант.
       – Свободный диктант.
       – Самодиктант.
       - Зрительно-слуховой диктант.
Цель – предупреждение ошибок. На доске записывается текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова, а затем записывают.
        – Диктант с постукиванием.
 Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой.
       – Словарный диктант.
10. Орфографические минутки.
Орфографическая зоркость – это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.
Необходимо учитывать факторы формирования орфографической зоркости:
1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.
2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.
3. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. Проговаривание, так как надо писать.
4. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.
Учитель обязательно должен знать, хорошо ли усвоено то, что он сегодня объяснял. Поэтому на каждом уроке стараюсь проводить самостоятельную работу, с помощью разнообразных упражнений, проводить орфографическую работу.
Проверяю такого рода работы выставлением оценок в диагностические ведомости(Приложение 1), где отслеживаются результаты, как усваивается тема учащимися. Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение. Неумение выделять орфограммы при письме – одно из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.
Для успешного развития орфографической зоркости школьников необходимы следующие условия:
Моделирование орфографических понятий и действий как средство усвоения опознавательных признаков орфограмм.
Целенаправленное и систематическое применение специальных упражнений, развивающих умение находить орфограммы и определять их тип.
Целенаправленное обучение по обнаруживанию орфограмм должно начинаться с первого года обучения, главным образом, в процессе звуко – буквенного анализа слов. В памяти детей накапливается набор тех звуков и звукосочетаний, которые могут представлять собой орфограммы и привести к орфографической ошибке. Школьники запоминают эти «опасные» звуки и сочетания уже в процессе обучения грамоте, а в дальнейшем – при изучении состава слова, частей речи и других тем.
Часто можно услышать от родителей фразу: «все правила мой ребёнок знает, а пишет всё равно с ошибками!». Это происходит потому, что ребёнок не знает, где эти правила применять.
Ученику, который пишет диктант, нужно знать, где, в каком месте расположены «опасные» места. Проверить слово нужно до того, как оно будет написано! После будет поздно. Ошибка уже допущена. Поэтому самое главное, научить видеть детей эти самые «ошибкоопасные» места, то есть слабые позиции:
1) безударные гласные (земля, окно);
2) парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова (дуб, рыбка);
3) гласные после шипящих (жизнь, чудо, шило, чищу, куча, роща);
4) непроизносимые согласные (грустный);
5) правописание ь и ъ (ручьи, подъезд);
6) имена собственные (Юля, Москва, Волга, Иванова и другие);
7) сочетания чк, чн, нщ (почка, ночной, барабанщик);
8) приставки и предлоги (подбежал к дому);
9) ь после шипящих (дочь, грач);
10) падежные окончания существительных (к деревне, из деревни);
11) родовые и падежные окончания прилагательных (в зимнее утро, осенним утром, на дальнем поле);
12) личные окончания глаголов (знаешь, видит, думаем);
13) правописание – не с глаголами (не читал);
14) правописание глагольных суффиксов пр. вр. Ё1(поняла, видели) и другие.
Дети должны запомнить:
До того, как написать слово:
1. Ставим слово под ударение.
2. Мысленно разбираем его по составу.
3. Определяем «ошибкоопасные» места.
4. Вспоминаем правило.
5. Подбираем, если есть проверочное слово.
Только после этого можно записать слово.
Задания на развитие внимания, зрительной памяти.
1. Расшифруй слова
Доран, атябер,акчовед,щиравот, тадлос, цедолом
2. Раздели склеенные между собой слова
Народребятадевочкатоварищсолдатмолодец
3. «Спрятались слова»
(3 слова: весело, вдруг, ветер. )
- Привет Ерёма!
- Привет Фома.
– Идём в лес за шишками.
- Нет, боюсь.
- Поверь в друга. За мной, как за каменной стеной.
Пошли друзья в лес, набрали много шишек.
– Ох, вес еловых шишек ощущается. Тебе не кажется?
– Тяжело.
4. Найди ошибки, объясни их правописание.
Марос, вараби, канки,
Сарока, снишки, девачка.
5. Письмо по памяти:
Весна приходит постепенно:
В полях неслышно тает снег,
Побег из ледяного плена
Готовят тайно воды рек.
6. Исправь допущенные ошибки, объясни.
Белый снек на ветке,
Иней на стикле.
Ель дражит от ветра
Холодно и мне.
Вставь пропущенные буквы.
Со.сна, в л.су, д.р.вья,ств.лы,пч.ла,сл.ны, х.лмы.
Выбери правильную букву:
Д(о,а)ждливый, св(и,е)стеть, гр(и,е)бешок, б(о,а)льшая.
7. Вставить слово или букву (развивающий канон, ученик должен увидеть логику, связь между предыдущими парами и дополнить ту пару, возле которой стоит знак вопроса):
5 п жарко х Анна ? корова т собака л
6 ш хорошо п Москва г лошадь ? кошка м
7 ? много ? Енисей р курица ц корова ?
Данное упражнение хорошо тем, что отрабатывается сразу несколько тем: словарные слова, безударные гласные, парные согласные, антонимы и синонимы, написание числительных, расширяются знания об окружающем мире.
8. Прочитать три раза слова:
мама дети человек брат
доброта тетя мужчина ребенок
Затем слова закрываются и ученики отвечают на следующие вопросы:
сколько букв в предпоследнем слове?
сколько слов, состоящих из двух слогов?
назовите третье слово;
сколько слов заканчивается на гласный? согласный?
сколько слов заканчивается на букву «а»?
какие слова женского рода?
сколько раз встретилась буква «в»? и т.д. (Слайд 14).
9. Игра «Спрячь Ь в середину слова»: день-деньки; пень-пеньки. Докажите, почему в словах деньки и пеньки написали безударный гласный Е.
10. Игра «Помоги Незнайке вставить пропущенные буквы»: п . ля, м . ря, с . ды, гр.бы Объясни, почему вставили такие буквы.
11. Игра «Подбери буквы»: Красивы русские л.са! Л.са пошла по пушистому снегу. Почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному?
12. Игра «Доскажи словечко и запиши его»:
Вяжет мама длинный шарф,
Потому-то сын … жираф
Если мы растём на ели,
Мы на месте и при деле,
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно… шишек.
Считаю, что огромную роль в формировании орфографической зоркости играеторганизация работы над ошибками. Необходимо детей научить контролировать свою работу, уметь проверять и исправлять ошибки. Нужно организовать работу так, чтобы все ошибки, допущенные учеником, были им же исправлены и объяснены. Очень полезно использовать памятку «Работа над ошибками», которая выдаётся каждому ученику. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
Изучая правила, в памятках постепенно появляются новые записи орфограмм. Такая работа позволяет уменьшить число ошибок в несколько раз. Используя разнообразный по содержанию дидактический материал, опорные схемы, таблицы, карточки, всё это помогает развивать интерес к предмету, позволяет предупредить ошибки, развивает орфографическую зоркость.
Большую помощь в работе оказывают презентации и тесты – всё это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе
Список литературы:
1. Ильяшенко В.А. Формирование орфографической зоркости у первоклассников. Начальная школа. – 2000. – № 6.
2.  Морозова М.Я., Петрова Е. Н. «Грамматические игры для начальных классов» Москва 2007.
3. Фролова Л.А. Теоретическое обеспечение орфографической деятельности младших школьников. Начальная школа. – 2005 №3.
4. Фролова Л.А. Структура орфографической зоркости и условия её развития у младших школьников. Начальная школа. – 2001 №5
5. Хотенцева Г.И. Работа над орфографическими ошибками. Начальная школа 1995 год №4.
6. Шашкова В.Р. Развитие орфографической зоркости учащихся. Начальная школа. – 2002. – № 8.
 
 
Вход на сайт
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz